Оборудование недешевое, но где цена жизни? С чем сравнивать?


Securitymedia.ru, 2014
памяти [Михаила Сафроненко, 291]



Денис Андреевич фон Мекк,
(ранее Себенцов) пожарный коллекционер, историк, энтузиаст, эксперт

Оборудование недешевое, но где цена жизни? С чем сравнивать?

На серьезное мероприятие в Останкино - пожарные учения на высоте 340м - меня пригласил местный депутат, известный общественный деятель Степанов М.В.
Мероприятие оказалось уникальным в своем роде - для телебашни первым столь масштабными по задействованным силам и особенно по задействованным средствам.
Присутствующие представители руководства МЧС России, пожарных подразделений московского гарнизона, ВНИИПО, академии ГПС, СМИ, общественности были ознакомлены с уникальными тактико-техническими характеристиками объекта - Останкинской телебашни, планом мероприятия с тесным взаимодействием федеральных огнеборцев, объектовой пожарной части, сотрудников РТРС МРЦ.
Объект - радиотелевизионная передающая башня, на ней размещены 22 теле- и 23 радио-передатчика, множество РЛС различных госслужб и структур.



памяти Миши Сафроненко, 291, верного друга, замечательного человека, настоящего спеца, "пожарного на всю голову"
автор: Денис фон Мекк (ранее Себенцов) пожарный энтузиаст, историк, коллекционер
Московский муниципальный депутат Степанов М.В. – активный сподвижник волонтерства и пожарной безопасности
Особенность обеспечения пожарной безопасности, кроме традиционных спасения жизни и имущества от пожара, это обеспечение постоянно действующей трансляции и связи. Сооружение башни - пустотелая коническая оболочка высотой 540м с полезной площадью около 15 тыс.м.кв и суммарным объемом помещений и высотных обстроек около 70 тыс метров кубических. При проектировании объекта в 1958 году были заложены всего 4 телепередатчика, рассчитано соответствующее электроснабжение, применены соответствующие нормы пожарной безопасности. Эхо отдалось в августе 2000го, когда пожар тушили два дня, погибли люди, Москва осталась без телевидения на неделю. Помимо телерадиовещетельной функции Останкинская башня выполняет и функцию туристического объекта с неповторимым видом на всю столицу с обзорной площадки на высоте 337м.

Первая Кобра в Москве со своим первым укротителем Михаилом Сафроненко (№291)
Михаил Сафроненко (ПСО-202 ПСЦ Москвы) и Кобра (с) фото Денис фон Мекк
До пожара в 2000 года действовал ресторан "Седьмое небо" расположенный под закрытой смотровой площадкой на высоте 327-335 метров, который сейчас реставрируется и в нем будет три этажа-зала: "серебряный", "золотой" и "бронзовый". Ресторан не может открыться до сих пор в том числе по причине недостаточности выполнения требований пожарной безопасности. Эти учения являются, в том числе, важным шагом на пути ре-открытия некогда популярной высотной ресторации.

Схема организации связи на ПТУ в Останкино 2014 (с) фото Денис фон Мекк
Пожарно-тактические учения на Останкинской башне в 2014 (с) фото Денис фон Мекк
Основной технической изюминкой учений явилась единственная пока в Москве и России установка генерации уникальной пены CAFS, а также, пользуясь большим количеством приглашенных, были представлены новинки, поступившие на вооружение московских подразделений ФПС и ПСЦ - установка Кобра и новый тип пожарных рукавов.

Учения отрабатывают действия при пожаре, возникшем в помещении на высоте 340м вследствие перегрева электрических кабелей - аналогично причине трагического пожара в 2000 году. В отличии от технической оснащенности тех лет, все помещения телебашни теперь изобилуют современными системами сигнализации, водяного и газового пожаротушения, но как и всегда, огнеборцы прибывают по сигналу о пожаре на случай неспособности систем пожаротушения выполнить свои функции, как и случилось по плану учений в этот раз.

Внутренний противопожарный водопровод является уникальным гидротехническим сооружением, например на площадке 325м установлен внутренний пожарный кран D=70мм он может быть использован для подачи воды из десятитонного бака на высоте 353м. В башне имеются 7 лифтов, из них 4 высокоскоростные пассажирские, один из которых пожарный. Прокладка рукавной линии велась боевыми расчетами семи автоцистерн и соединила в себе 20 двадцатиметровых рукава. Задача подать огнетушащее вещество на уникальную высоту требует уникального решения и оно появилось в Москве в текущем году, когда на вооружение была принята автоцистерна на шасси КамАЗа с новинкой, называемой SKY CAFS - разработке Rosenbauer (Австрия).

Есть пена на высоте! (с) фото Денис фон Мекк
Ощущаю высокую степень адгезии (с) фото Денис фон Мекк
Цель новой технологии - снизить удельную массу огнетушащего состава с целью снижения обратного давления в рукавной линии. Применяемая установка CAFS (Compressed Air Foam System) предназначена для образования и подачи пеновоздушной смеси для тушения различных видов пожаров и защиты объектов от загорания. Пеновоздушная смесь (пневмопена) образуется за счет подмешивания сжатого воздуха в смесь воды и пенообразующего средства.
В состав пневмопеногенераторной установки CAFS входит мощный компрессор (до 1,2 МПа), который при любом режиме работы насосной установки заборе воды из бака, внешнего источника воды, или работы насоса), обеспечивает генерирование пневмопены любого вида: «мокрой», «сухой» или «высотной» (Sky).
По сообщению первого заместителя по государственной противопожарной службе начальника Главного управления МЧС России по г.Москве генерал-майора внутренней службы Александра Гаврилова общее время на прокладку линий составило 53 минуты, время подачи пены – 8,5 минут, что является хорошим результатом.
Помимо экспериментального применения нового типа вооружения пожарных, учения были направлены на отработку взаимодействия объектовой ПЧ-111, администрации, диспетчерского и прочего персонала, а также посетителей данного объекта на первом этапе пожара, до прибытия боевых подразделений.
Москва растет не по дням а по часам и необходимость подобной техники очевидна не только для защиты телебашни. Например при строительстве, а значит при отсутствующем пока внутреннем пожарном водоснабжении, отсутствующих пожарных лифтах, трех высотных 55-этажных жилых зданий неподалеку от Останкино, возник пожар от перегрева электрокабелей.

Полная нагрузка под 40кг при дыхании включившись в аппарат
Учения вызвали большой интерес у Московских СМИ (с) фото Денис фон Мекк
Огнеборцы, при общем весе пожарной одежды, аппаратов, пожарного снаряжения до 40кг, вручную прокладывали рукавную линию с промежуточными повышающими давление помпами для подачи воды. Почему нет требований по сухотрубам? Точнее оно есть, но относится только как часть внутреннего противопожарного водопровода и только в зданиях свыше 17 этажей. А как же обеспечить пожарную безопасность на стадии строительства? Необходимо проработать нормирование стояков-сухотрубов в высотном строительстве, на объектах транспортной инфраструктуры, топливно-энергетических комплексов.
Справка (нормативы в переводе автора):
Например в США в строительном кодексе Нью Йорка в главах ВС905 и 3303.8 со сылкой на NFPA-14 указано: при достижении строящегося объекта высоты в 75футов (22,86м), требуется обеспечить наличие стояка-сухотруба красного цвета до этажа под строящимся.

А в Сингапуре пожарные нормы требуют:

1. Все противопожарные водопроводы (сухой и влажный) должны быть введены в действие на всех этажах, кроме трех самых верхних, как только строящееся здание достигает 24 м в высоту.

2. По достижении строящегося здания 60 метров в высоту пожарные трубопроводы должны устанавливаться в течение строительства поэтажно. Все пожарные соединительные головки, пожарные краны, резервуары и насосы должны быть в рабочем состоянии.

Возможно эти требования отсутствуют из-за климатических особенностей России, возможно из-за того, что ранее никто не предполагал такого развития пожарной техники, подающей огнетушащий состав на 340м в высоту.

Пока нет норм, было бы замечательно закладывать сухотрубы на уровне СТУ и обеспечивать их пригодность со строительством каждого этажа. Возможно в 2000-2003 годах пересмотра и воплощения новой концепции пожарной защиты телебашни не учли резервные возможности сухотруба, но эти учения, показавшие столь значимое время прокладки рукавной линии, к которому нужно прибавить время прибытия, развертывания, при всей ультрасовременности вооружения пожарных высветили слабое звено. И оно должно быть нормативно ликвидировано

На сегодня в Москве лишь ПЧ-5 имеет новую технику CAFS, а до конца года их число будет доведено до десяти, что будет являться существенной помощью пожарному гарнизону. Кстати, каталог производителя изобилует вариантами применения технологии CAFS не только для небоскребов, ведь проблема подачи и наличия воды вообще может встретиться где угодно, например на дороге. CAFS применяется также в виде мотоциклетной модели, может устанавливаться в багажном отсеке небольшого автомобиля, может быть передвижным на колесах и даже переносным - новым видом огнетушителя.

Другой свежей новинкой, введенной в этом году в 202 Пожарно-Спасательный Отряд ПСЦ (городская структура, не ФПС) Москвы является аппарат "Cobra", также продемонстрированый на площадке возле Останкинской телебашни.


(с) фото Денис фон Мекк
Михаил сафроненко (291) - народный герой пожарного дела на учениях в останкино 2014


Кобра - уникальное оборудование, позволяющее подать воду, в том числе с пеной, в недоступные ранее полости, помещения. Обладая мощной помпой Кобра подает смесь воды и абразивного порошка, которая буквально режет практически любые материалы.

Мы смогли увидеть как прорезается металлическая дверь, многослойная деревянная конструкция, даже бордюрный камень толщиной сантиметров 20 был прорезан за несколько минут. Кирпичная ли стена, железобетонная, пластиковая - вода теперь может быть подана в прорезанные в ней отверстия без пробоев. Также Коброй можно прорезать отверстие побольше - для подачи стандартного ствола.

Оборудование недешевое, но где цена жизни? С чем сравнивать? Замечательно, что и федеральные структуры и городские вкладывают существенные средства в оснащенность пожарных служб, отводят время для подобных испытаний, учений, которые должны кроме всего прочего выявить особенности эксплуатации подобного высокотехнического оборудования. И здесь встречаются сложности - качество нашей воды.

На автоцистерне с Коброй стоят три дополнительных фильтра, например в Англии на подобной пожтехнике я таких не видел. Для CAFS вода использовалась только из бака АЦ, можно ли этот ограниченный запас пополнять из гидранта - вопрос. Приход импортных технологий должен быть поэтапен. И это должно планироваться и регулироваться российской стороной


Сначала ввоз дорогостоящей импортной техники, потом ее местное сборочное производство, потом расширение предложения за счет российских аналогов, а вот они то как раз и учтут специфику нашего водопровода, его доступности, качества воды, давления, климата. Учиться никогда не поздно и не стыдно у того же Китая - вся его политика развития национального производства идет именно таким путем с предоставлением всяческих льгот и поддержки.
Сначала в Китай пришел Бьюик, потом вереницей другие автогиганты Старого и Нового света, включая Мерседес, Ауди, БМВ. А теперь китайские авто догоняют и перегоняют и их и своих ближайших соседей корейцев. Еще 10 лет назад я был на китайской пожарной выставке первый раз. Было представлено 5 корявых попыток клонирования заморских красавцев. Год за годом я наблюдал за эволюционной трансформацией. Побывайте как-нибудь - Вы поразитесь и вмиг забудете об устарелом взгляде на "китайское качество".
Продуманность государственной политики. Чего и нам желаем!

(С) Текст и фото: Денис Себенцов (фон Мекк) 2014

P.S. почитайте мою статью о штрафах за нарушение пожарной безопасности в разных странах