До революции были пожарные инспектора (старосты) при земствах. Занимались проверкой пожарной техники, зданий общественных организаций на пожаробезопасность. В крупных или наиболее прогрессивных пожарных обществах были детские команды, юные помощники пожарных.
В самом начале 20 века начали появляться ясли на время полевых работ. Они организовывались на селе с целью присмотра за детьми, когда родители уходили в поле на целый день, и тем самым сокращалось количество пожаров от детских шалостей, коих было великое множество. Практика оказалась очень результативной.
На 5 съезде ИРПО (Императорского Российского пожарного общества) в Риге (здесь представлен значок этого съезда с вензелем ЕИВВК Марии Павловны) было предложено на обсуждение положение об обучении детей пожарному делу и создании детских пожарных "потешных отрядов".
В 1910-х одна из инициатив столичного брандмейстера А.Г. Кривошеева о создании детских пожарных отрядов была проявлена а в удачный момент. Это предложение было встречено положительно и довольно быстро организовалось множество подобных отрядов, которые, по мнению ИРПО (кстати в этом году юбилей - 125 лет), могли давать приток молодой смены в пожарные общества в будущем.
Позже М.А. Ермолова обратилась к Столыпину с просьбой о включении в строй пожарных «потешных юноармейцев», которые не только блестяще (в буквальном смысле - своими надраенными по-пожарному касками) прошли строем по Марсову полю, но и великолепно показали себя на учебных выступлениях на пожарной учебной стене.
"Спасибо, дети-пожарные!" - изрек довольный Император. И процесс пошел - в ИРПО по распоряжению почетного Председателя ЕИВВК Марии Павловны была создана комиссия, разработана программа юных пожарных, создана специальная инструкция. Изучали теорию - причины возникновение пожаров, их классы, прочие опасности, практику применения пожарно-технического вооружения, способы оказания первой помощи. Буквально за год образовалось множество детских отрядов, а счет юных пожарных шел на многие тысячи. По достижении 17 лет юные отличники могли стать членами действующих пожарных команд.
Мировой опыт также говорит о вовлечении детей в пожарное дело. Подобная практика существовала в Канаде, Великобритании (а в первых рядах шла Германия), кроме того, там велась разъяснительная работа по пожарной опасности в школах, отрабатывались навыки эвакуации школ при пожаре.
А уже в советской пожарной охране 20-30х годов стали появляться инспекции, надзоры по тематике. Повсеместная централизация привела к возможности специализации. В этом году, кстати, 90-летие Государственного пожарного надзора, не забудьте поздравить коллег и ветеранов!