Икона Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА  

Icon of the Mother of God "the Unburnt Bush"

Внимание! Уважаемые коллеги если у Вас есть фотографии присылайте нам мы будем их размещать. 01@fire.ru 

Обретение иконы «Неопалимой купины» в Юже в 1996 году

О чудесном явлении Неопалимой 
О почитании Неопалимой Купины на Синае и в России

Как выражается церковный народ, «по воле Божией» в духовную историю Южи вошло в конце ХХ века незаурядное событие – явление иконы Неопалимая купина. Явление икон – не столь уж редкое в масштабах всей Руси, но очень значимое событие для христианской жизни любого края и, тем более, отдельного селения. Народное благочестие всегда тщательно сохраняло для потомков мельчайшие подробности встречи земного и горнего мира. Подобает и нам тщательно рассмотреть происшедшее событие.

Прежде всего познакомимся со значением образа Неопалимой и его происхождением. Почитание Неопалимой принесено на Русскую землю с востока, со Святой земли, Синайскими иноками еще в 1390-м году (Богоматерь. Полное илюстрированное описание… Сс.564-566.). /Фото г.Синай/ Икона Неопалимая купина представляет из себя образ Одигитрии в огне, заключенный в два контрастных ромба (синий и красный, или зеленый и темно-вишневый). Они символизируют соединение в Деве Марии несоединимого – Девства и Материнства, Божества и человечества. Более ранний тип этого изображения – горящий терновый куст, над которым изображается Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках.

Происхождение этой православной иконы очень древнее, относится к первым векам христианства и связано с духовной историей Синая и Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины. В 3-й главе книги Ветхого Завета «Исход» повествуется о Богоявлении святому пророку Моисею, когда, занимаясь выпасом овец на горе Хорив (библейское именование Синая), он увидел чудесное знамение: терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший в нем. В этот момент глас Божий воззвал к нему из куста: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я увидел страдание народа Моего в Египте … и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых… Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова)». И сказал: «так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Ключевое значение этого Богоявления трудно переоценить. Это и посланничество пророка, чтобы извести свой народ из Египетского плена и совершить Пасху (одно из значений древнееврейского слова «пейсах» - «мимо» или «переход»), это также и ПЕРВОЕ(!) откровение имени Самого Бога, и, наконец, как стало традиционно в нашем богословии, это прообраз Боговоплощения, когда куст прообразовал человеческое естество Пресвятой Богородицы, охваченное посещением Божества, но не попаленное Им и освященное благодатью Святого Духа.

С древнейших времен то самое место на горе Синай, где по преданию Бог воззвал к пророку Моисею, является местом паломничества и поклонения. Еще преследования со стороны римских язычников привели христиан с Ш века на гору Хориву (южная часть горного массива Синай). Вот свидетельство паломницы IV века из Испании Этерии, чьи записи дошли до нашего времени: «В начале долины было много келий отшельников, и еще церковь с кустом. Куст растет до сих пор и дает отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад» (Цит. по: Монастыри святой Екатерины. М. Видное. Изд-е Свято-Екатерининской пустыни. 2000).

Природа тех мест очень сурова, практически не приспособлена для жизни человека. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Это были отшельники, жившие в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое Причастие. В правление императора Константина, принявшего христианскую веру, монахи обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища ее поддержки. В 330 году по повелению св. равноапостольной царицы Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Благовещению, и башня – убежище на случай нападения кочевников.

Спустя два с лишним века император Юстиниан приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. Елены, и замечательную церковь, которую он тоже посвятил Богоматери, поскольку согласно толкованию св. отцев, Неопалимая купина символизирует Благовещение. В церковных песнопениях, посвященных Богородице, мы неоднократно слышим: «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила еси», «Радуйся, Купино неопалимая» и т.д. В конце VI века, уже после кончины Юстиниана, в этом храме руками самих монахов была сделана удивительная по своей красоте и достоинству фреска «Преображение Господа Иисуса Христа». Так монахи запечатлели в произведении своего искусства свой опыт видения Фаворского света, учение о котором было завершено святителем Григорием Паламой в споре исихастов с варлаамитами в конце XIV века. Оба пророка, явившиеся с Господом апостолам на горе Преображения, Илья и Моисей, были удостоены Богоявления именно на этой горе Хориву, где теперь подвизались отшельники. Учитывая причастность Самой Девы Марии к неизреченному свету благодати Божией, церкви с тех пор усвоили наименование «Церковь Преображения Христа-Спасителя».

В монастыре сохраняются древнейшие иконографические образцы иконы «Неопалимая купина»: изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины. Святой алтарь часовни расположен не как обычно, над святыми мощами мучеников, а над корнями самой Неопалимой купины, растущей пышными побегами до нашего времени. В апсиде часовни – мозаичное изображение Креста Х века. Каждую субботу в часовне служится Божественная литургия.

По сведениям насельников монастыря, куст, буйно растущий у стен часовни, был в незапамятные времена пересажен со своего первоначального места произрастания, чтобы над его корнями можно было построить святой алтарь. По свидетельству местных жителей, это единственное подобное растение на всем Синайском полуострове, причем все попытки его пересадить и развести в другом месте не имели прежде успеха, вплоть до 90-х годов ХХ века. Тогда, по личному свидетельству игумении Иерусалимского Горненского монастыря Русской православной церкви мат. Георгии, произошло чудо: не от корня, не от побега, а от засохшего листочка пошли побеги, и теперь в этой обители тоже пышно произрастает куст, отпрыск синайской Неопалимой купины. Растение это вечнозеленое, слегка похожее на малину, также дает побеги от корней. Веточки и черенки листьев усеяны колючими иголочками. Плодов не дает. Листья его имеют своеобразную форму, тоже слегка напоминающую формы листа малины, но рисунок более мелкий. Паломники, посещающие Екатерининский монастырь на Синае, имеют сегодня возможность увезти памятный подарок – вделанные в рамочку под стекло листочки с черенками с этого освященного присутствием Божиим куста. Нам известен еще один случай удачного размножения иерусалимского куста, побег с которого около 2000 года был привезен одной христианкой в Москву, растет у нее в горшочке на подоконнике и, в свою очередь, его отростки переданы уже многим семьям. На Пасху 2005 года отросток с Горненского куста, высаженный в Иерусалиме в стаканчик, был прислан из Иерусалима в Иваново и передан для Южского Свято-Смоленского храма, где освящен алтарь в честь чудесного явления Неопалимой купины в Юже. Осенью случилось, что этот побег засох, и уже надо было сообщить эту печальную весть матушке Георгии, но произошло радостное событие: спустя месяц прямо из почвы у ствола засохшего побега вышли три новых побега, которые вскоре укрепились и теперь все больше растут и ветвятся.

С XIV века греческие и палестинские путешественники снова, после монгольского разорения, стали попадать на Русь. Около 1390 года синайскими монахами в дар великокняжескому семейству в Москву была привезена икона Неопалимой купины, написанная, по их словам, на камне с той горы, где святому пророку Моисею было Богоявление в терновом кусте. До революции она хранилась в Благовещенском соборе Кремля (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Ст. 1626). В Москве в Хамовниках примерно в XVII веке был построен храм, посвященный Неопалимой купине, главной святыней которого была чудотворная икона Неопалимой, перенесенная сюда из Грановитой палаты Кремля. Драгоценная риза с нее во время событий 1812 г . была украдена и чудесным образом возвращена польским солдатом. Икона издревле почитается как защитница христианских домов от пожаров и огненной стихии. Последование Неопалимой купине, принесенное со Святой земли, поется синайскими иноками во время грозовых бурь. В г. Славянске Харьковской губернии, когда там в 1822 г . случились многочисленные пожары, образ Неопалимой был написан по благословению во сне, и тотчас была обнаружена их виновница – поджигательница малоумная девица Мавра (Богоматерь. Полное… С. 566.). Почитателем этого образа Божией Матери был и святой пастырь прот. Иоанн Кронштадтский, по его благословению его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) в 1904 году основала единственный в России монастырь в честь Неопалимой Купины – Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Сказание о явлении в граде Юже Пресвятой Богородицы, иконы Неопалимая купина и ее отпечатка на сосновом древе

В истории Руси и ее церкви найдется немало святых мест, история которых связана с явлением Пресвятой Богородицы и ее икон. Выше уже упоминались такие явленные богородичные святыни, как Боголюбская и Казанская иконы, первая из которых связана с явлением князю Андрею Боголюбскому Самой Пресвятой Богородицы, с изволением оставить перевозимую им в Суздаль икону во Владимире, а вторая – с обретением святыни, укрепившей православие в неспокойном Казанском крае и вдохнувшей потом в народное ополчение силы на освобождение Руси. Впрочем, здесь точно также можно упомянуть и Смоленскую, и Тихвинскую, и Владимирскую иконы. Чем, как не духовным молитвенным порывом тысяч русских людей можно объяснить многократное спасение Москвы в, казалось бы, безвыходных ситуациях? При внимательном исследовании истории очевидно, что всенародный отклик на подаваемую через иконы Божию помощь приводил не только к общерусскому почитанию святынь, но (это и есть, наверное, тайна русской истории!) и к такому духовному движению, энтузиазму, что происходило изменение исторических судеб Отечества (что наиболее ярко выразилось в событиях 1612 года). Даже нецерковные исследователи согласны, что на историческое решение Кузьмы Минина оказало влияние бывшее ему явление (неважно, во сне или наяву) Троицкого игумена Сергия (моленной иконой которого, кстати, была Одигитрия, то есть Смоленская). Р.Г.Скрынников пишет: «…Трижды посетил его один и тот же сон. Виделось Кузьме, будто идет он со многими ратными людьми на очищение Московского государства… Минин вспоминал, что при пробуждении его било как в лихорадке. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: “Если старейшие не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!”» (На страже… Сс.217-218.). Поэтому дальнейшие события в Юже, связанные с посещением этого места Пресвятой Богородицей и новым явлением Одигитрии-Неопалимой уже в наше время, 1996 году, просто не допускают их замалчивания.

В конце XIX века рядом с селами Южа-Никольское и Омелово были построены фабричные слободки, людям требовался новый храм. В 1895 г . недалеко от фабрики на завещанные средства почившего Леонида Балина устроили богадельню с храмом, в честь св. апостола Асигкрита, духовного покровителя фабриканта А.Я.Балина. Храм потом перестроили и расширили. Устроили и новое кладбище, а на нем в 1900 г . построили еще часовню (возможно, это был храм-часовня). Фабричный поселок стал в 1923 году городом Южа, а исторический центр – селом Старая Южа со Смоленским храмом. В 1924 году городской храм был закрыт (ныне это здание школы №6), часть его имущества национализирована, а остальное передано в храм Смоленской иконы Божией Матери, который оставался действующим до 1939 года. Когда в том же 1924 году разорили часовню на фабричном кладбище (это и есть городской парк возле автовокзала, через который прокладывали коллектор), может быть, в более позднее время, чья-то водимая Богом рука прибила медную икону Неопалимой над веткой молодой сосны, для молитвы. Сосна росла прямо между тротуаром и проезжей частью улицы Арсеньевка. Жительница Южи Утлякова (урожд. Костерина) Эльвира Васильевна, 1929 года рождения, свидетельствует, что после войны (т.е. в конце 40-х - начале 50-х), эту иконочку на сосне еще можно было видеть прохожим: она стала зарастать, но немного проглядывала из-под коры. Потом про нее совсем забыли. То, что произошло дальше, можно назвать чудом.

В июле 1992 года именно в это дерево попала молния, расщепила сосну сверху донизу, отчего дерево засохло. У Южского художника-краеведа В.А.Клокова это событие даже было отмечено в записной книжке: «В конце июля 1992 г . была сильная гроза. Молния расщепила сосну от вершины до корня, сняв кору и оставив полосу шириной 15- 20 см , и глубиной 7- 8 см .» Через четыре года засохшее дерево пришлось свалить с корня на дрова (на пне мы насчитали около 70 годовых колец), которые городской администрацией были предложены проживавшей неподалеку семье Кошелевых. Семья Кошелевых была обычной четой пожилых людей, трое детей к тому времени со своими семьями разъехались по крупным городам, они же были пенсионеры. Разве только можно отметить, что Юрий Иванович был одним из тех, чьё решительное сопротивление не позволило советской администрации Южи устроить очередное кощунство - аттракционы на могилах предков, а Евдокия Николаевна (урожд. Сесягина) была родной внучкой диакона Сесягина Ивана Николаевича (сконч. в сер. 40-х гг) из с. Сакулино Палехского района, того села, куда был увезена деревянная церквушка, построенная южскими крестьянами на месте обретения Смоленской иконы. Ничего не подозревая, Кошелевы купили у городской коммунальной службы распиленный на части ствол, все распилили на чураки, раскололи и «приложили» в поленницу.

19 ноября 1996 года Юрий Иванович Кошелев затопил в своем доме печь, потом подбросил дров еще и, решив помешать угли, с кочергой в руках открыл дверцу… Вот как описывает происшедшее сам хозяин: «…В ореоле огня я увидел Пресвятую Мать Богородицу с Ребенком на руках. Икона была большой, во всю топку и казалось, что она шевелилась, так как пламя было живым. Я сказал об этом жене, она была рядом – пекла блины. На что она ответила, что у меня «поехала крыша». Я крикнул, чтобы она бежала, заглянула в топку сама. Убедившись в истине моих слов, Евдокия схватила совок и стала вытаскивать полено. Оно оказалось с иконой. Я подставил ведро с водой, выхватил полено из огня и опустил в воду, потом бегом побежал на улицу, чтобы не напустить дыма в дом. На улице я отсоединил икону от полена, оставил полено на улице, а икону принес домой. Взяв тряпочку, я стал оттирать икону, и она заблестела, как бы не была в огне и печи». Медная икона была небольшой, 9х10 см. Она так вросла в ствол дерева, что Юрий Иванович даже не заметил ее при колке дров. С иконочки сразу сняли копию, а Евдокия Николаевна перерыла всю поленницу – и нашла второе, не сожженное полено, примыкавшее к иконе с другой стороны. На нем был отпечаток лицевой стороны образа. Через день, в праздник архистратига Божия Михаила, находку отнесли показать в действовавший приход св. Асинкрита. Служба как раз закончилась, и батюшка уже шел навстречу. Он сразу узнал изображение – «Неопалимая купина». Как предположил священник, икона когда-то была покрыта цветной эмалью. На взволнованный рассказ Кошелева о чудесных обстоятельствах находки явленного образа служитель Божий не обратил внимания, куда-то торопился.

Сердце подсказывало Юрию Ивановичу, что произошло какое-то важное событие, которое нельзя замалчивать. Ведь Божия Матерь явилась! Он сразу сообщил о случившемся своим верующим дочерям, проживающим в Великом Новгороде. Одна из них, Ирина, работает в реабилитационном центре прямо возле стен древнего Свято-Юрьева монастыря. Так случилось, что о Явлении узнал правящий Новгородский архиепископ Лев, который, вникнув в переданный ему рассказ Кошелевых, признал икону Неопалимой Купины явленной и попросил южских жителей передать икону в Юрьев монастырь. Юрий Иванович вспомнил завет своей матери-христианки, что, найдя икону, ее нужно отдать в храм Божий, и выполнил просьбу владыки, отдал находку. Так случилось, что именно в это время в Юрьевском монастыре готовился к освящению храм в честь Неопалимой купины. Владыка увидел в этом Промысел Божий и благословил мастеров вделать явленную икону в большую доску, написав на ней крону дерева и двух ангелов подле него, благоговейно держащих образ на руках. В таком виде явленная икона стала почитаться в монастыре, она лежала на аналое Неопалимовского храма, где насельники монастыря творили ежедневное молитвенное правило. К сожалению, в 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и ее следы теряются в Ленинградской области.

Нужно отметить еще целый ряд удивительных совпадений, в котором верующие люди видят прямое «Божие водительство». Дело в том, что Южу со Свято-Юрьевым монастырем издревле соединяли молитвы ревностного архипастыря епископа Виктора (Онисимова) (сконч. в 1817 г .), который много лет был архимандритом древней Новгородской обители (1775-1782), а с 1783 по 1800 г . правил Владимирской, затем объединенной Владимиро-Суздальской епархией, в которую входило село Южа-Никольское (Летопись. Примеч. к с.6). По его благословению в 1795 году в Юже был освящен вновь построенный каменный Свято-Смоленский храм. Конечно, владыка знал, что старый Никольский храм построен на месте явления медной иконы Одигитрии и, возможно, лично благословил в новом храме главный придел освятить в честь образа Смоленской. Церковно-приходская летопись свидетельствует, что однажды владыка лично посещал Южу и даже ночевал здесь, не благоволив принять гостеприимство кого-либо из причта, но разбив за селом особый шатер (Летопись. С.27). Сведенный с кафедры императором Павлом I, владыка был снова отправлен «на смирение» в любимый им Новгородский Свято-Юрьев монастырь, откуда позже был переведен в Хутынский монастырь, где скончался 29 марта 1817 г . и погребен (Есть еще одно «совпадение», которое пока не может быть включено в основной текст: 1 января 1998 года будущий восстановитель Свято-Смоленского храма, тогда еще учитель А.Е.Лихачев посетил с группой своих воспитанников Новгородский Хутынский монастырь, где в тот день произошло чудо мироточения образа Почаевской иконы, засвидетельствованное епархиальной комиссией и владыкой Львом). Другая нить связывающая Южский храм со Свято-Юрьевым монастырем – образ Неопалимой купины. По свидетельству описи имущества Свято-Смоленской церкви, в главном алтаре слева от горнего места находилась двойная икона небольшого размера – Вознесения Господня и Неопалимой купины (сведений о причинах почитания Неопалимой в Юже пока не имеется). В Юрьевом же монастыре почитание иконы Неопалимой купины было введено архимандритом Фотием (П.Н.Спасский, 1792-1838) по таким обстоятельствам: будучи строителем этой обители с 1822 г . (своими средствами ему помогала в строительстве графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская), он начал много новых построек, но несколько раз всё сгорало от пожаров. Тогда около 1824 года по его благословению был построен южный больничный корпус с храмом в честь иконы Неопалимой купины (Свято-Юрьев монастырь. Брошюра. Типогр. АОЗТ «Просветитель» по зак. Свято-Юрьева монастыря. М. 2001. Сс.13-14), после чего пожары в обители прекратились (архимандрит Фотий даже составил акафист в честь этого образа, который, к сожалению, не был издан и находится в запасниках Синодального архива). И вот теперь, спустя почти два века, не принятая духовенством Южи явленная икона Одигитрии-Неопалимой уходит в канун возрождения своего Неопалимовского храма в Свято-Юрьев монастырь, где ее когда-то так чтили, однако, тоже не сохранили.

Чтобы понять духовный смысл события, обратим внимание на некоторые детали свидетельства Кошелевых (в разное время сделаны аудио- и видеозаписи их рассказа). В огне Юрий Иванович увидел изображение Богородицы не такое, как на иконе. Да, Матерь Божия была с Ребенком на руках, но размер сотканного из огня образа был, по его свидетельству, намного большим, чем на иконе, во всю топку, и взгляд и у Богоматери, и у Богомладенца был живой. Это же подтверждает супруга, Евдокия Николаевна, которая, как мы видели выше, была вначале настроена критично к видению своего супруга Юрия Ивановича, пока сама не убедилась в реальности Явления. Итак, видение Кошелевых не было простым отражением лика иконы в языках пламени, но Явлением Самой Богородицы с Божественным Младенцем на руках. Видение продолжалось несколько минут, в течение которых супруги, замерев, смотрели на живой лик Пресвятой Девы, при этом в их сердца вливались удивительные чувства умиротворенности, благодарности, веры (по выражению Ю.И., он «восплыл»); потом же бросились вынимать поленья из огня. В лице супругов Кошелевых мы имеем не только обретателей данного Богородицей образа, но и очевидцев Явления на Южской земле Самой Пресвятой Богородицы.

Наконец, надо обратить внимание на удивительный образ, отпечаток, «самопроизвольно» возникший в структуре дерева: икона не просто вросла в ствол, но отпечатала на нем свой Божественный лик со всеми клеймами, которые особенно хорошо видны. Отметим еще одно «совпадение»: когда чурку с вросшей иконой раскалывали на дрова, трещина прошла прямо вдоль образа, и икона была оторвана колуном от той части дерева, где была ее зеркальная копия. Тыльная же сторона осталась приросшей, влипшей в смолу соседнего полена, которое и было брошено 19 ноября в топку. Наконец, чего стоит сама догадка Евдокии Николаевны, что может существовать другое, смежное с сожженным полено, которое на тот момент (прошли два месяца отопительного сезона!) оказалось в целости и сохранности. Когда полено с отпечатком привезли правящему архиерею Ивановской епархии – архиепископу Амвросию, он заметил, что отпечаток на дереве может с полным правом именоваться «нерукотворным». Было получено его архипастырское благословение открыть в Свято-Смоленском храме придел в честь Явления Неопалимой, что и было осуществлено в день 8-й годовщины Явления – 19 ноября 2004 года. К этому дню супруги Кошелевы передали полено с нерукотворным отпечатком на хранение в храм, заранее был изготовлен киот, и теперь прихожане храма имеют возможность поклоняться Матери Божией, изволившей дать «чтимое древо» (по слову протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Иоанновского Леушинского подворья, Санкт-Петербург) в ее недавно возрожденный храм.

Обретение иконы «Неопалимой купины» в Юже в 1996 году – важное духовное событие. Появление иконы, относящейся к типу Одигитрии, означает, прежде всего, благоволение Божие и призыв к возрождению Свято-Смоленского храма, посвященного этому образу, ведь храм был построен в память обретения иконы Одигитрии в окрестностях села в лесу. Икона «Неопалимая купина» по типу есть та же Одигитрия, только в символических очертаниях огня. Поэтому чудесное явление этой иконы есть повторение в наше время того же события, которое несколько столетий назад призвало людей к устроению придела, а потом и целого каменного храма в честь Смоленской иконы. Можно сказать, что это есть и прообраз возрождения веры и святыни из адского пламени безбожия. Призыв Пресвятой Богородицы был по промыслу Божию услышан – с 2000-го года началось не только восстановление храма, но и совершение в нем Божественной литургии. То, что Явление не было вовремя оценено и что в свое время икона не была принята Южским духовенством, тоже не случайность: совершая богослужение в Старой Юже, первые (после восстановления приходской жизни) южские священники игнорировали Свято-Смоленский храм, намереваясь занять хорошо сохранившееся здание 6-й школы (быв. церкви св. апостола Асигкрита). Глас Божий указал тот храм, с которого должно было начаться возрождение православной жизни в Юже, но ему снова не вняли. О событиях, связанных с Неопалимой, в Смоленском храме узнали в конце 2002 года, спустя 6 лет после Явления. Житель Московской области, выходец из Южи В. А. Копров организовал изготовление образа - ксерокопии с сохранившейся фотографии Явленной иконы и киота для него. В мае 2003 года (в Неделю св.жен-мироносиц) изготовленный образ повезли из Подмосковья в Южу, и настоятелем Свято-Смоленского храма был организован покаянный крестный ход навстречу ему. Икону встретили молебном в окрестностях села Преображенское и на руках несли все 20 километров до Свято-Смоленского храма.

Надо отметить, что Богородица приняла покаяние южского народа: когда крестный ход поравнялся с прядильно-ткацкой фабрикой, многие очевидцы видели над ним парящего белого голубя. И, что еще интереснее, резко сократилось количество лесных пожаров в районе. По данным МЧС, если в 2002-м году было целое бедствие, леса выгорели на площади 262 га , то вплоть до лета 2006 года площадь пожарищ не превышала 4- 6 га за год.

Символика Неопалимой – ограждение от огненной стихии – приводит нас к общерусскому смыслу события: если 2 марта 1917 г . в с. Коломенское была явлена Державная икона, означавшая сохранение Матерью Божией Ее державы над Россией, то событие 1996 года уже указывает на пламя, охватившее наш народ, выход из которого указывает Одигитрия (т.е., с греческого, Путеводительница), указующая на Своего Божественного Сына. Возможно, явление Неопалимой знаменует собой наступление апокалиптических событий на Русской земле.

Большое видится издалека. А пока надо, сколько есть возможности, сохранить для народной памяти все детали происшедших событий. В начале ноября 2004 года проводились поиски пропавшей в Ленинградской области явленной иконы, и хотя она не была найдена, удалось выкупить икону-«сестру», отлитую, по словам эксперта, из той же партии, что и явленная. И, что еще важнее, архиепископ Амвросий выдал для Свято-Смоленского храма в Старой Юже антиминс для устроения престола в честь Явления Неопалимой, что и было исполнено к 8-й годовщине события. На месте, где росла сосна, в соответствии с местной традицией, установлен памятный знак – поклонный столп с надписью, составленной доктором филологических наук, профессором В.Ю.Троицким (гл. научный сотрудник ин-та Мировой литературы РАН им. Горького, г. Москва): «На сем месте росла сосна, пораженная молнией в 1992 году, в коей пребывала вросшая в ее древо и напечатленная на нем икона «Неопалимая купина». (Подобные сооружения повсеместно встречаются в селах района (например, в д.Суземье Изотинского с/совета). Традиция установки часовни-столпа на месте встречи святыни известна, например, в г.Иваново-Вознесенске, где в 1822 г . она была установлена на месте встречи Боголюбовской иконы (ныне ул. Постышева, часовенка не сохранилась) - А.М.Тихомиров. Храмы Иваново-Вознесенска. МИК. Иваново. 1996. С.104.) Сия икона была явлена христианам Самой Божией Матерью в пламени печи невредимою 19 ноября 1996 года от Р.Х.» 19 ноября (6 ноября ст.ст.) по дозволению епархиальной комиссии ежегодно совершается крестный ход из Свято-Смоленского храма к дому Кошелевых и поклонной часовне. Также и в Свято-Юрьевом монастыре архиепископ Лев с духовенством обители ежегодно служит молебен в этот день обретения иконы. В день 10-летия Явления Новгородский архипастырь почтил обретателей Кошелевых особыми заздравными прошениями на молебне и своим подарком – передал для них писанную икону Пресвятой Богородицы Неопалимая купина. Со временем над печью, в которой явилась Пресвятая Богородица, планируется воздвигнуть часовню.

http://www.old-yuzha.ru/neop.html

Back Назад                         Home Домой

01@fire.ru