Икона Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА  

Icon of the Mother of God "the Unburnt Bush"

Внимание! Уважаемые коллеги если у Вас есть фотографии  присылайте нам мы будем их размещать. 01@fire.ru 

Фрагмент. Город с оплечным изображением Христа.

Икона Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

XVI в., Россия
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
132,5 х 103,1 см, дерево, темпера
Иконографическая справка: Впервые икона упоминается в монастырской Описи 1664 года как находящаяся слева от Царских врат, после "Троицы" и "Одигитрии". По мнению В.Д. Сарабьянова, "Неопалимая Купина" появилась в соборе в середине XVI века вместе с иконой "О Тебе радуется". Создание иконы может быть связано с царскими пожертвованиями 1550-х годов, на которые некоторые из икон ферапонтовского иконостаса были украшены басменными окладами. В центре иконы на фоне звезды, образованной синим и красным ромбами, представлена Богоматерь с Младенцем. Особенностью изображения Девы Марии является поворот Ее лика в сторону от Младенца. Другой отличительной чертой иконографии является облачный мафорий Богоматери. В основе этого мотива лежат слова пророка Исайи: "Вот Господь восседит на облаке легком" (Ис. XIX, 1). Звезды девства на мафорий заменены ликами, которые, вероятно, являются видоизмененными изображениями небесных светил. На фоне мафория помещены прообразовательные символы Боговоплощения: город с оплечным изображением Христа, красный медальон - образ Спасителя Солнца правды (Мал. IV, 2), гора и др. Одна из основных идей этой иконографии - рыскрытие прообразовательной связи ветхозаветных и новозаветных событий. Поэтому на полях иконы размещены эпизоды из Ветхого Завета, содержащие пророчества о Боговоплощении: Видение Моисею Неопалимой Купины, Лествица Иакова, Врата Иезекииля, Древо Иессеево и композиция "Ты еси иерей по чину Мельхиседекову" (Пс. CIX, 4). Вокруг Богоматери с Младенцем в синем ромбе и в разноцветных небесных сегментах помещены изображения ангелов, олицетворяющих природные стихии и дары Святого Духа (Ис. XI, 2-3). В углах красного ромба находятся изображения четырех апокалиптических существ - символов евангелистов.
Стилистическая справка: Икона близка московской живописи 50-60-х годов XVI века. Но в отличие от рафинированных столичных произведений ей свойственна жесткость рисунка личного и сухость в моделировках. Очевидно, она была выполнена местным мастером, ориентировавшимся на столичную традицию. В качестве образца для нее могла быть использована несохранившаяся икона из Благовещенского собора Московского Кремля, созданная после пожара 1547 года.

 

Back Назад                         Home Домой

01@fire.ru