Икона Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА  

Icon of the Mother of God "the Unburnt Bush"

Внимание! Уважаемые коллеги если у Вас есть фотографии  присылайте нам мы будем их размещать. 01@fire.ru 

Пресвятая Богородица Неопалимая купина. XVII век (?)

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Дерево, темпера   135 х 107,5
Инвентарный номер: Ж-1281
Поступление: До 1953.

Надписи: 1. На нижнем поле слева фрагментарно сохранившаяся надпись с датой, выполненной буквами славянского алфавита: Дата переводится как "1714". В нижней строке прочитывается: "...повел.. ... кого ... монастыря игумена...". Смотри воспроизведение в разделе "Имеются фрагменты".
2. На обороте иконы имеется текст. Смотри воспроизведение в разделе "Имеются фрагменты".
Предыдущая история: 1. Можно предположить, что фрагментарно сохранившаяся надпись лицевой стороны содержала сведения о поновлении иконы в 1714 году повелением игумена некоего монастыря. 2. Судя по надписи оборота, икона находится в Саратове с 1876 года. Была приобретена саратовским гражданином Данилою Никитиным Спириным в Москве у известных иконописцев и реставраторов М.И. Дикарева и О.С. Чирикова как икона новгородского письма XIII века.
Иконография "Неопалимой" сложилась в ХVI веке. В ее основе лежат ветхозаветные пророчества о Боговоплощении и сложившиеся на их основе торжественные песнопения. Она включает ряд самостоятельных композиций, через созвучие которых раскрывается единая тема прославления Богоматери и прихода в Mиp Сына Божия.
Неопалимая купина - горящий и несгораемый куст - прообраз Богоматери: "Яко же купина не сгораще опалаема, тако Дева родила еси".
Изображение Богоматери с младенцем заключено в синий ромб (символически обозначающий куст и небо), наложенный на красный прямоугольник с сильно вогнутыми сторонами (огонь и земля). Концы восьмиконечной звезды соединены волнистыми линиями, отграничивающими цветные плоскости - облака. В "небе" и "облаках" представлены ангелы. В красных лучах "земли" - символы евангелистов: вверху ангел (надпись - "Матфей") и орел (надпись - "Марк"); внизу лев ("Иоанн" ) и телец ("Лука").
По углам иконы четыре композиции на сюжеты Ветхого Завета. Слева вверху - "Видение Моисею огненной купины". В книге "Исход" говорится, что однажды Моисей пас стада близ горы Хорив. Там увидел он горящий терновый куст, подойдя к которому, услышал голос Бога. Христианская традиция видит в неопалимом кусте прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Христа. На иконе, в центре горящего куста изображение "Богоматери Знамение" Справа вверху представлен лежащий в кроне дерева Иессеей. Это - символический образ "Древа Иессеева" - родословия Христа и его происхождения от династии: царя Давида, сына Иессея. Основой такого изображения является ветхозаветное пророчество Исайи: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет oт корня его." Слева внизу "Видение Иезекииля". "Врата Иезекииля" - один из символов чудесного рождения Христа: "...Ворота сии будут затворены, не отворятся и никакой человек не войдет ими, ибо господь бог Израилев вошел ими, и они будут затворены". Справа внизу "Видение Иакова". Лестница патриарха Иакова, сына Исаака и Ревекки, увиденная им во сне, утверждает восстановленную с рождением Христа связь Неба и Земли: "И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней". Над левой рукой Богоматери представлены: Христос как Небесный Царь и "Гора нерукосечная" - символ Богоматери по пророку Даниилу, возникший на основе толкования сна царя Навуходоносора о страшном истукане: "Ты видел его, покуда камень не оторвался от горы без содействия рук". Гора и камень выражают таинство Боговоплощения: "Отвалился камень нерукосечный, народился сын Богоматери". Праздник иконы 4 (17) сентября.

http://www.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames3.htm

Back Назад                         Home Домой

01@fire.ru